aikido dojo
О нас| Контакты| |In English
aikidoвиртуальноедодзе

Главная

История Айкидо Морихэй Уэсиба Ёсинкан Айкидо Годзо Сиода О стилях Айкидо Айкидо в сети (ссылки) Наши партнеры
OSMAS.com.ua - Школа боевых искусств Александра Синегуба. Занятия Айкидо, Иайдо, рукопашного боя. Статьи о единоборствах, фото, видео, история. Расписание занятий. Контакты. Итернет магазин
Айкидо Есинкан. Додзе Киев МисогиРазработка web-сайтов, web-дизайн, решения интернет-бизнеса, системы управления контентом. Киев, Украина
Locations of visitors to this page
Вернуться к списку статей

Годзо Сиода Автобиография

 
Годзо Сиода "Айкидо Джинсей" (Жизнь в Aйкидо)
Перевод: А. Скориковой

Книга1: Ёсинкан Айкидо

Глава 1: Основы практики Ёсинкан

Название моего додзё - "Ёсинкан". В свое время мой отец, посвятил огромную часть себя будо, построил додзё на собственной земле и дал ему имя "Ёсинкан". В память об отце я и сохранил это название. Г-н Тодо Като, мой дедушка со стороны матери, составил название из иероглифов фразы, взятой из поэмы "Сайконтан": "Гу о мамори кокородзаси о уцусадзу мокумоку тоситэ соно ками о ясинау" (Развивай свой дух в молчании, и никогда не забывай, что ты всего лишь глупец). Такова история этого имени.

Я часто слышу, что люди называют Ёсинкан додзё жесткой школой. Мне кажется, что здесь имеет место некоторое недопонимание. Среди тех, кто занимается Айкидо, есть люди, которые хотят совершенствовать свое искусство, или которые хотят развивать свое тело и разум посредством Айкидо, а есть и те, кто занимаются Айкидо только для улучшения здоровья. Среди последних встречаются женщины и молодые мужчины, дети и старики. Но какова бы ни была причина для занятий, все ученики школы Ёсинкан должны постоянно тренироваться, чтобы овладеть основами Айкидо. Возможно, что при этом им приходится задействовать мускулы, которые они никогда для этого не использовали, или совершать движения, которые они никогда не делали. Несомненно, такие люди будут испытывать некоторые болезненные ощущения до тех пор, пока не привыкнут к новым движениям. Но без основ, Айкидо - не Айкидо. Если Вы тренируетесь бессистемно только потому, что Вам это кажется легким, Вы ничего не добьетесь ни в совершенствовании техник, ни в укреплении здоровья. Трудно преувеличить значимость основ, ведь это та база на которой и выстроено Айкидо. Поэтому-то мы требовательны в обучении даже к начинающим. Только так можно с самого начала заложить правильные и надежные основы. 

Для тех, кто хочет стать мастером, кто хочет совершенствовать свое Айкидо, очень важно полностью овладеть основами. Когда вы становитесь в стойку с партнером, применяете технику или сохраняете концентрацию внимания после выполнения техники (дзансин) - вы применяете умения, основанные на понимании основ и необходимые для победы над сильным противником. Я объясню позже, что такое основы в Айкидо. Сейчас же будет достаточно сказать, что практикуясь со временем вы сможете даже быстрые движения выполнять с удивительной силой и энергией при условии, что вы естественно и полностью овладели основами.

Уэсиба Сэнсэй говорил: "В Айкидо победители и побежденные определяются в одно мгновение". И это действительно так. До тех пор пока вы не сможете победить противника одним ударом, вы не сможете назвать свое искусство "будо". Только когда вы полностью овладеете основами, вы сможете одолевать соперников одним ударом.

 

Глава 2: Развитие реальных умений не имеет ничего общего с соревнованиям

В Айкидо нет соревнований. Мы повторяем и повторяем техники во время тренировок, по очереди выполняя падения. Именно поэтому некоторые молодые люди разочаровываются и жалуются, что так как нет соревнований, то они не могут оценить свой прогресс. Возможно такая ситуация складывается из-за того, что в результате огромной популярности спортивных состязаний люди привыкли, что победитель и побежденный определяется через состязание. Для спорта разработаны определенные правила. На их основе и проводятся соревнования и определяется победитель. Но ведь Айкидо это будо, а не спорт. Ты или побеждаешь своего соперника, или он побеждает тебя. Ты не можешь пожаловаться, что соперник не действовал в рамках правил. Противника нужно преодолеть, причем тем способом, который подходит в данной конкретной ситуации.

В юности я знал, что достиг определенного уровня, т.к. постоянно практиковался и участвовал в демонстрациях. Но так как моя уверенность основывалась только на том, что я верил в себя и в свои возможности улучшить умения через практику, то пришел день, когда я стал сомневаться, а смогу ли я справиться с реальной дракой. И вот однажды я попал в ситуацию, которая позволила мне убедиться в невероятной эффективности Айкидо, и я очень обрадовался, что когда-то начал заниматься этим искусством. С того момента моя уверенность резко возросла. Я хотел бы рассказать вам о том случае.

Это произошло в июле 1941 г., спустя пять месяцев после того, как Япония объявила войну США. Мне тогда было 26 лет. Сюнроку Хата, боевой генерал и близкий друг моего отца, относился ко мне с большой теплотой и заботой. В то время он был главнокомандующим наших экспедиционных войск в Китае, и он взял меня в Бейджинг в качестве личного секретаря. По приказу генерала я направлялся в Ханой, а по дороге остановился передохнуть в Шанхайском аэропорту. Во время прогулки по аэропорту я встретил Ураоку. Он, как и я, учился в Университете Такусеку, но на одном из младших курсов. Мы обнялись, почти прыгая от радости. Но я более подробно опишу нашу встречу в следующей части, а пока остановимся на этом.

В тот раз-то мы и попали в переплет. Ураока сказал, что отведет меня в одно классное местечко во французском поселении. И вот примерно в 8 вечера в предвкушении чего-то необычного я вошел вслед за ним в какое-то здание. Когда мы зашли в комнату, Ураока начал переговоры с каким-то мужчиной, по виду сутенером. Неожиданно разговор перешел в ссору, и мой младший товарищ ударил мужчину по лицу, разбив ему губы. С залитым кровью лицом мужчина выбежал из комнаты, что-то выкрикивая на ходу. Я ничего не понял, и стоял как идиот. Ураока нахмурился и сказал: "Сиода, не пройдет и несколько минут, как мы будем трупами. Он сейчас вернется со своими дружками, чтобы отомстить. Приготовься!".

Я предложил сбежать. Но он ответил: "Ничего не выйдет! Они нас все равно догонят и убьют. Мы не можем уйти отсюда до утра". Судя по его выражению лица мой товарищ явно готовился умереть.

А мне было невероятно жаль умереть в таком месте в Шанхае всего в 26 лет. И в то же время я чувствовал, как в ожидании схватки за жизнь во мне поднимается сила. Ситуация была отчаянная.

По работе Ураоке был положен пистолет, но у меня не было вообще никакого оружия для защиты. Я огляделся и увидел пустую бутылку из под пива. Я принял позу, и приготовился свалить нападающих одним ударом, как только откроется дверь. Напряжение не спадало, а бандиты все не шли. Не знаю, сколько времени прошло на самом деле, но мне ожидание показалось вечностью. Не выдержав, я сказал Ураоке, что никто не идет. Но он снова повторил, что они обязательно придут.

Было уже наверное часа 2 ночи, когда мы наконец услышали, что кто-то идет. Казалось, что там было четверо или пятеро человек. Я подошел к стене и встал в позу для драки. А затем меня внезапно затрясло. Я ничего не мог поделать. Я дрожал, и это совсем не походило на дрожь от возбуждения.

Я немного приоткрыл дверь, т.к. рассчитывал, что смогу броситься на них. Мой план состоял в том, чтобы резко открыть дверь, как только они до нее дотронутся, и свалить их с ног, когда они по инерции влетят в комнату. Ураока достал свой пистолет, и в темноте нацелил его на середину двери.

Внезапно их шаги затихли. Я посмотрел через щель, и увидел, что они на цыпочках крались к двери.

Я открыл дверь точно в нужный момент, и один из мужчин, которого мой маневр, судя по всему, застал врасплох, ввалился в комнату. Я ударил его бутылкой по голове. Она разбилась, и у меня в руке осталось нечто, напоминающее акулью челюсть. Я выбросил руку вперед, прямо в лицо нападающего и повернул. Бутылку вошла очень глубоко. Боль должно быть была невыносимой. Кровь брызнула во все стороны, и он тут же отпрянул назад. Но я втащил его в комнату, чтобы он не смог сбежать. Все произошло в одно мгновение.

Оставалось еще трое. И тут в комнату вошел огромный китаец и резко выкинул ногу в мою сторону. Я открылся слева и схватил его нападающую ногу правой рукой, одновременно поворачиваясь к нему спиной. Это было совершенно естественное движение, я даже не приложил особых усилий, но мужчина тут же потерял равновесие и упал. Позже я узнал, что он сломал ногу в нескольких местах: в суставе и кости.

Справившись так легко с двумя я почувствовал себя спокойнее. Но не успело еще мое самообладание вернуться ко мне, как третий человек бросился в мою сторону, стараясь попасть в лицо. Я увернулся поворотом вовнутрь и, использовав вариант техники шихонаге, перехватил его ладонь снизу. Затем притянул его локоть к своему плечу, и твердо надавил. В локте что-то щелкнуло, он неожиданно легко сломался, и мужчина просто вылетел вперед. Я управился с тремя почти за минуту. Затем я связал обездвиженных бандитов своим поясом и спокойно поднял глаза.

Ураока дрался с последним из нападавших. У моего товарища был четвертый дан по дзюдо, да и с другими боевыми искусствами он был знаком. Ураока был опытным бойцом. Его приемы производили потрясающее впечатление. Но несмотря на то, что техники (например, ханегоши или учимата) выполнялись очень красиво, нападающий вновь поднимался и вновь нападал на Ураоку. Дело в том, что Ураока не провел ни одну технику решительно, с целью немедленно все закончить. Поэтому он никак не мог закончить драку и продолжал отбиваться. А мне очень захотелось попробовать эффективность атеми из Айкидо, поэтому я сказал товарищу, что позабочусь о последнем нападающем. Как только он поднялся после очередного приема Ураоки и пошел в нападение, я провел атеми в ребра. Мужчина странно всхлипнул, задохнулся и повалился назад.

Против своей воли я оказался в ситуации, когда мне пришлось драться не на жизнь, а на смерть, и смог увидеть реальные результаты своих ежедневных тренировок по Айкидо. Тем не менее, те, кто занимается Айкидо, никогда не должны провоцировать ссоры или искать возможности проверить свою силу. Если вы будете тренироваться в соответствии с принципами Айкидо о незамутненном сознании, вам совершенно не потребуется прибегать к таким действиям для развития своих навыков и умений. Красота равновесия проникнет в вас, и каждое ваше движение и поза станут ее выражением. Это совершенно очевидно.

Глава 3. Айкидо - это будо гармонии

Никто не может с уверенностью сказать, что никогда не столкнется с ситуациями, в которых сильный обижает слабого, кто-то поступает несправедливо, или что-то угрожает его собственной жизни. Так вот, если Вы все же окажетесь в такой ситуации, Вы, конечно, сможете контролировать своего противника, используя Айкидо, которому научились. Тем не менее, никогда не следует терять голову от ненависти к врагу. Если это произойдет, Вы потеряете и свое состояние незамутненного сознания (что очень важно в Айкидо), и не сможете выполнить нужные техники. Вам или нанесут неожиданное поражение, или, наоборот, Вы превысите границы разумной защиты, что не принесет ничего кроме вреда, как Вам, так и Вашему врагу. Нельзя забывать, что Айкидо это будо гармонии.

Мой рост всего 155 см, а вес - 50 кг, поэтому меня часто провоцировали на ссоры. В таких ситуациях я всегда старался отделаться шуткой, и, по возможности, избежать неприятностей. Тем не менее, время от времени конфликтов было не избежать.

Пьяный падает в пруд
Мой день начинается с того, что я встаю в 5 утра и иду выгуливать своих собак. Иногда я езжу на велосипеде, а иногда бегаю. Однажды я прогуливался возле пруда в парке Сякудзий возле моего дома. Навстречу мне шел высокий мужчина. Вероятно он был пьян уже с утра, т.к. его поведение было несколько странным. Когда он подошел поближе, я попытался избежать столкновения с ним, и перешел направо, на другую сторону улицы. Но он тоже перешел направо, как будто стараясь преградить мне дорогу. Тогда я вернулся обратно на левую сторону, но и он сделал то же самое. А когда мы наконец поравнялись, он внезапно попытался схватить меня за отворот рубашки. Мне ничего не оставалось делать, как легонько отбить его руку и попытаться пройти дальше. Вдруг я услышал громкий всплеск и мужчина исчез. Он упал в пруд. Меня это застало врасплох, поэтому я подошел к краю берега и спросил, все ли с ним в порядке. Мужчина все пытался выбраться, опираясь на бортик. Присмотревшись, я увидел, что у него на голове лежит большая водоросль, которая сделала его похожим на водяного. Я чувствовал себя немного виноватым, что не смог сдержать смеха, поэтому тут же протянул ему руку и вытащил его. Я был рад, что мужчина не пострадал, но вот ему ситуация явно радости не доставила. Ни слова не говоря, он развернулся и ушел.

Вызов от учителя карате
Я маленького роста. С этим ничего не поделаешь, таким я родился. Возможно из-за моего роста люди думают, что могут легко справиться со мной. Меня порядком раздражало, что меня постоянно вынуждали соревноваться...

Однажды в додзё пришел учитель каратэ (6-й дан), и сославшись на одного моего знакомого, вызвал меня на бой. Я с неохотой согласился. Когда я встал напротив него в центре додзё, он неожиданно ударил меня, применив "шокен-цки". В момент его атаки я встретил его удар ладонью и слился с его кулаком. Сэнсэй пролетел позади меня, потому что его удар и мое движение были идеально синхронизированы во времени. После этого случая мы стали друзьями.

Злая шутка оккупантов
Этот случай произошел сразу после войны. Тогда мой дом находился в Токороваза. Я ехал домой на последней электричке линии Сейбу, которая в то время назвалась линия Муссасино. Двое пьяных солдат-оккупантов зашли в вагон. В те дни Оккупационная Армия царствовала, каждый военный-иностранец считал, что он - Царь и Бог, поэтому нередки были случаи недопустимого поведения. Те двое солдат развлекались, хлопая японцев по голове и щелкая их по носам. Тем не менее, никто так и не решился их остановить, все опускали глаза и молча глотали оскорбление. Вскоре один из солдат дошел до меня и попытался ударить меня по щеке правой рукой, выкрикивая при этом: "Папа-сан". Я легко перехватил его руку своей левой рукой. Тогда он попытался проделать то же самое своей левой рукой. Но я перехватил и ее, и жестко провел то, что мы называем техникой "ёнкё" на две руки. Крупный мужчина плашмя повалился на пол. К несчастью для него деревянный пол был залит мазутом. Его лицо и одежда мгновенно стали черного цвета, и выглядел он довольно-таки несчастным. Солдаты, несомненно, невероятно удивились, т.к. тут же притихли. Я до сих пор помню довольные взгляды японских пассажиров.

Японка, оскорбленная солдатом-оккупантом
В те дни, сразу после войны, практически все японцы находились в состоянии летаргии, и вы ничего не могли поделать с Оккупационной Армией. Даже японская полиция не могла найти на них управу. Мне вспоминается один случай своеволия, случайным свидетелем которого я стал. Это произошло в 1947г. в Новый Год. В тот вечер солнце еще стояло на небе, я возвращался домой от родственников, которых заходил поздравить. Когда я подошел к станции Эбису, я увидел толпу, которая сгрудилась возле полицейской будки. Из любопытства я подошел поближе, и увидел молодую девушку, явно домохозяйку, которая рыдала перед полицейским. Сквозь рыдания она что-то выкрикивала, и я понял, что на соседней улице к ней пристал черный солдат. Я подумал, что принадлежность к Оккупационной Армии совершенно не снимает ответственности за насилие, и полицейский должен немедленно арестовать этого человека. Но офицер полиции выглядел растерянным, и явно не хотел вмешиваться. Тем не менее, хоть это был и американский солдат, такие действия не должны был остаться безнаказанными. Поэтому я сказал: "Я пойду и схвачу его. Пожалуйста, позвоните немедленно в Военную Полицию!" Полицейский уставился на меня в упор и произнес: "Ты? Это невозможно. Лучше даже не пытайся!" Он пожалел меня, но мне не нужны были его жалость и советы. И тут раздались выстрелы. Взглянув в направлении звуков, я увидел, что один из группы в примерно шесть солдат поднял над головой автомат и развлекается, пугая людей вокруг. Пешеходы вокруг были в панике, некоторые бросились в ближайшие магазины как в убежище. Я начал медленно идти по направлению к этому солдату. Возможно, он посчитал меня ребенком, и поэтому повернулся ко мне спиной. Я воспользовался открывшимся мне шансом, подскочил к нему и ударил его в спину головой. Как только он повернулся, я изо всех сил начал бить его руками почти наскакивая на него. Он был совершенно дезориентирован, и мне удалось вырвать автомат и отбросить его далеко в сторону. Потом я применил технику шихонаге и повалил солдата на землю. В это время послышались звуки сирены и вскоре подъехал джип Военной Полиции. Как я и ожидал, перед Военной Полицией солдаты были бессильны. Они не успели сбежать, и их арестовали.

Я вернулся к будке. Отношение офицера полиции ко мне изменилось полностью. Он даже разговаривать стал со мной намного вежливее. Однако молодая женщина все еще продолжала рыдать - она не знала, как в таком виде может показаться дома. Я успокоил ее и отвел домой, который был неподалеку. Я сказал вышедшему навстречу мужу, что его жена упала в канаву, что я увидел это, мне стало ее жаль, и я помог ей дойти до дома. Муж был мне очень благодарен и пригласил зайти в дом. Меня уговорили остаться пообедать и в качестве особого угощения подали "Серебряный рис" - белый рис, который был так редок в те дни. Его подавала жена, которой к тому времени удалось взять себя в руки. Потом я пошел домой.

Я рассказал об этих случаях не для того, чтобы похвастаться. Так как Айкидо является боевым искусством гармонии, мы не должны искать возможности подраться. Тем не менее, в случае необходимости вы не задумываясь сможете применить ту или иную технику в зависимости от ситуации, если во время обычной тренировки сможете достичь глубокого понимания техник. Для того, чтобы продемонстрировать эту идею, я и рассказал эти эпизоды из моей жизни.

Глава 4. Будь всегда в хорошей форме

Боевые искусства отличаются от спорта в особенности в одном отношении. В спорте и соревнованиях важно привести свой организм в идеальную форму к определенному событию. Однако, что касается Айкидо как боевого искусства, вы должны быть способны привести свой организм в наилучшую форму в любое время и в любой ситуации, когда бы ни возникла в этом потребность (даже если вы пьяны или не очень хорошо себя чувствуете). Оправдание, что Вы плохо себя чувствуете, здесь не проходит. В связи с этим мне вспоминается один случай, когда Уэсиба Сэнсэй действительно меня поразил.

Это произошло в 1939г. Адмирал Исаму Такесита был президентом Уэсиба додзё. Он попросил Сэнсэя провести демонстрацию в Сайнекане перед императорской семьей. В начале Уэсиба Сэнсэй отказался, сказав: "В Айкидо решается, кто будет победителем, в одно мгновение. Оппонент уже не сможет подняться и снова атаковать. Если же он нападает снова, значит это все фальшиво. Я однозначно не могу показывать фальшивые техники перед императорской семьей". Но адмирал Такесита настаивал, и Сэнсэй не мог отказать. В конце концов, он отправился в Сайнекан.

В тот раз Сэнсэя сопровождали его ведущий ученик г-н Цутому Юкава (к сожалению, уже умерший) и я. Дней за 10 до назначенного дня Сэнсэй неожиданно заболел. В течении всего этого времени он страдал от острого приступа разлития желчи. Он ничего не ел, а пить мог только простую воду. К моменту поездки он был настолько слаб, что ему приходилось опираться на наши плечи, когда он надевал кимоно или шел на прогулку. В назначенный день мы с г-ном Юкавой с тревогой переглядывались. Мы думали, что Сэнсэю вряд ли удастся поехать на демонстрацию. Но несмотря на свою слабость, он смог сесть в машину и поехать в Сайнекан. Мы вышли из машины первыми и помогли ему идти. Тем не менее, когда он дошел до входа в додзё, откуда уже была видна императорская семья, он полностью преобразился. В додзё вошел уверенный человек, его глаза сверкали. После невероятно уважительных церемоний наконец началась демонстрация. На нее было отведено 40 мин. Первые 20 минут ассистировать должен был Юкава, а вторые - я.

Мне показалось, что Юкава атаковал Сэнсэя в пол силы, жалея учителя из-за его болезни. Но сила "Ки" Сэнсэя Уэсибы достигла максимума. Через мгновение Юкава уже летел через весь зал. Упав на пол, он не смог больше подняться. Я бросился к нему, и осторожно осмотрел. Оказалось, что у него сломана рука и он не мог продолжать демонстрацию дальше. Мне пришлось заменить пострадавшего Юкаву, и все 40 минут ассистировать Сэнсэю в падениях. Я не мог не выкладываться полностью. Наоборот, я атаковал Сэнсэя изо всех сил. В момент приземления на татами после броска, я немедленно поднимался и шел на Сэнсэя Уэсибу. Он пригвождал меня к полу, но как только он отпускал меня, я поднимался и снова атаковал, чтобы в очередной раз быть отброшенным на пол. Как бы там ни было, но у него был очень сильный дух. Собрав себя в кулак, я приложил все усилия, чтобы выглядеть достойным укэ для Сэнсэя на 40 минут. Правда, позже я свалился с лихорадкой, и почти неделю провалялся в постели.

Меня невероятно изумили те глубокие изменения, которые произошли в Сэнсэе до и после демонстрации. Настоящий боец может всегда привести себя в состояние наилучшей формы, независимо от того, как он себя чувствует. Я сам был этому свидетелем, и это был очень ценный урок для меня. В этом лежит основное различие между строгой психической подготовкой в боевых искусствах и подготовкой психического состояния в спорте и соревнованиях. Уэсиба Сэнсэй не раз говорил: "Я достигну наиболее сильного периода в моей жизни к моменту моей смерти". Я видел Сэнсэя незадолго до того, как он покинул нас, и могу свидетельствовать, что его слова были совершенно справедливы.

Вне зависимости от того, в каком состоянии он был, Сэнсэй всегда совершал омовения самостоятельно. Когда четверо его учеников, опасаясь за него в последние дни перед его кончиной, пытались не дать ему подниматься самостоятельно, стараясь удержать его за руки, он вырывался из захвата. И его сила при этом была настолько велика, что он легко отбрасывал учеников прямо в сад. Уэсиба был истинным человеком будо до самой своей кончины.

К началу страницы

сенсей,тренер
Разработка web-сайтов, web-дизайн, решения интернет-бизнеса, системы управления контентом. Киев, Украинастатьи,книги,видео
Главная
Базовые положения
Броски, удержания
Захваты, атаки
Тесты на Кю и Дан
Страничка инструктора
Книги, видео
Юмор
Ссылки
Copyright © 2009 dojo.in.ua. При использовании материалов ссылка на сайт http://dojo.in.ua обязательна!
Этот сайт виртуальное додзе создан в подборка видео помощь занимающимся история Айкидо Айкидо Есинкан стили Айкидо для лучшего выкройка кимоно и хакамы понимания и как одевать и складывать хакаму систематизации полученных как завязывать пояс на тренировках виртуальное додзе знаний. Простота подборка видео и наглядность история Айкидо главное к стили Айкидо чему мы выкройка кимоно и хакамы стремились поэтому как одевать и складывать хакаму на сайте как завязывать пояс много обучающих виртуальное додзе видеороликов. Вы подборка видео можете посмотреть история Айкидо любую технику стили Айкидо в исполнении выкройка кимоно и хакамы ведущих мастеров как одевать и складывать хакаму айкидо для как завязывать пояс наглядности ролики виртуальное додзе отсортированы по подборка видео броскам / история Айкидо удержаниям и стили Айкидо по захватам выкройка кимоно и хакамы / атакам. как одевать и складывать хакаму Статьи о как завязывать пояс истории айкидо виртуальное додзе о направлении подборка видео айкидо Есинкан история Айкидо биографии Морихея стили Айкидо Уесибы и выкройка кимоно и хакамы Годзо Сиоды как одевать и складывать хакаму о разнообразных как завязывать пояс стилях айкидо. виртуальное додзе Много фото подборка видео и исторических история Айкидо видеокадров с стили Айкидо Морихеем Уесибой. выкройка кимоно и хакамы А также. как одевать и складывать хакаму Как одевать как завязывать пояс и складывать виртуальное додзе кимоно и подборка видео хакама. Выкройка история Айкидо кимоно и стили Айкидо хакамы а выкройка кимоно и хакамы также рекомендации как одевать и складывать хакаму по шитью как завязывать пояс хакамы. Словарь виртуальное додзе терминов правила подборка видео образования названий история Айкидо приемов и стили Айкидо правила японской выкройка кимоно и хакамы транслитерации.