aikido dojo
О нас| Контакты| |In English
aikidoвиртуальноедодзе

Главная

История Айкидо Морихэй Уэсиба Ёсинкан Айкидо Годзо Сиода О стилях Айкидо Айкидо в сети (ссылки) Наши партнеры
OSMAS.com.ua - Школа боевых искусств Александра Синегуба. Занятия Айкидо, Иайдо, рукопашного боя. Статьи о единоборствах, фото, видео, история. Расписание занятий. Контакты. Итернет магазин
Айкидо Есинкан. Додзе Киев МисогиРазработка web-сайтов, web-дизайн, решения интернет-бизнеса, системы управления контентом. Киев, Украина
Locations of visitors to this page
Вернуться к списку статей

Ивама: место рождения Айкидо

Стенли Пранин Август 2001 г. Лас-Вегас, Невада
Перевод: А. Скориковой

Спроси любого айкидоку: "Кто является основателем айкидо?" - и даже новичок без особого труда сможет назвать имя Морихэя Уэсибы. По-видимому, это можно объяснить тем, что фотография Основателя висит на видном месте практически в каждом додзе по всему миру, да и в разговорах имя учителя упоминается достаточно часто. Но если не останавливаться на первом вопросе, а продолжать спрашивать дальше: "Когда и где Уэсиба развивал и совершенствовал свое искусство?" - то даже среди опытных айкидок мало кто сможет дать точный ответ.

Подобная ситуация является в основном следствием того, что наиболее популярные на сегодняшний день течения айкидо распространялись скорее прямыми учениками Уэсибы: Коити Тохеем, Киссёмару Уэсибой, Годзо Сиодой, Кэндзи Томики и Минору Мотизуки, чем самим основателем. Причиной этому послужила Вторая мировая война, и ее последствия. К тому времени, когда в начале 50-х айкидо начало осторожно заявлять о себе как о современном боевом искусстве, ее основателю было уже за 70, и большинство людей рассматривало его как старика давно удалившегося на покой в деревушку префектуры Ибараки. Поэтому-то основная задача по открытию додзё, созданию организаций, формированию учебных курсов, введению квалификационных степеней и подготовке инструкторов для работы в Японии и за рубежом и легла в основном на плечи тех, кого мы только что перечислили.

Биография Уесибы
Прежде чем начать рассказ о зарождении айкидо в Иваме, давайте вначале вкратце коснемся деталей жизни Уэсибы до того времени, когда впервые завязались его отношения с этой сельской общиной Ибараки. Морихэй Уэсиба родился в прибрежном городке Танабэ в префектуре Вакаяма 14 декабря 1883 г. Семья была зажиточной, отец много лет входил в городской совет Танабэ. Морихэй получил стандартное образование для тех лет в местной средней школе. В 19 лет он попытался начать карьеру купца в Токио, но уже меньше чем через год молодой человек вернулся в Танабэ, окончательно решив что карьера бизнесмена - это не для него.

Осознание жизненного призвания пришло к нему в период, когда он собрал и привел группу колонистов из своего родного города в незаселенные районы Хоккайдо в 1912 г. Там бывшие жители Танабэ основали деревушку, которую назвали Сиратаки. В 1915 г. в городке неподалеку Уэсиба встретил знаменитого мастера дзюдзюцу Такэду Сокаку. Невероятно высокий уровень владения боевыми искусствами намного превосходящий его собственный, и совершенство мастерства Такэды так поразили Уэсибу, что он тут же начинает заниматься Дайто-рю айкизюдзюцу. А в следующие 5 лет Уэсиба становится одним из сильнейших учеников Сокаку.

По прошествии 7 лет прожитых на Хоккайдо, Морихэй узнает, что его отец в Танабэ тяжело заболел, и молодому человеку приходится покинуть Сиратаке. Во время возвращения в префектуру Вакаяма Морихэй проезжает через расположенный рядом с Киото городок Аябэ, где случайно встречается с Его Преподобием Онисабуро Дэгучи, одним из основателей религии Омото, и молится вместе с ним о выздоровлении отца. Вскоре после этого, в 1920 г., вся семья Уэсибы переселяется в общину Омото, а сам Морихэй становится верным сторонником Онисабуро и активным приверженцем новой секты. Дегучи же, в свою очередь, активно подталкивает Морихэя совершенствовать свои навыки в боевом искусстве - при его поддержке Уэсиба начинает учить членов религиозной группы.

В 1927 г. с благословения Онисабуро Морихэй Уэсиба переезжает в Токио, где полностью посвящает себя обучению айкизюдзюцу. Несколько лет Морихэй работает с элитой японского общества во временных залах. И наконец в 1931 г. он открывает свое собственное додзё в квартале Синдзюку в Токио. Кобукан-Додзё стало основным местом деятельности Уэсибы; среди его учеников были в основном известные персоны из военных, политических и деловых кругов, а также члены религиозной группы Омото. Вдобавок он проводил классы по самозащите в военных учебных заведениях токийского региона, в том числе в Военной Школе Тоямы. В то время Морихэй концентрировался на работе в основном в Токио, поэтому ему удалось выстроить там прочную сеть, охватившую высшие круги, и предоставившую ему огромные возможности для расширения сферы деятельности.

Ивама и Будо Сенекай
Ничем не примечательная деревушка Ивама, расположенная в фермерской зоне префектуры Ибараки, не производит впечатления подходящей кандидатуры для места рождения айкидо. И тем не менее, сегодня вебсайт города Ивамы с гордостью сообщает, что айкидо является одной из основных достопримечательностей региона, и что на улицах города часто можно встретить иностранцев, которые приезжают из разных частей света, чтобы учиться этому искусству. Ивама расположена на линии Джобан (железная дорога, соединяющая Уэно и Сэндай), между станциями Цутиура и Мито. На сегодняшний день численность населения составляет 16 750 человек, а 70 лет назад, когда произошли первые события, связавшие Иваму и айкидо, эта сонная деревушка насчитывала всего несколько тысяч жителей.

Вероятно не удивительно, что связующим звеном между Ивамой и айкидо стала религия Омото. В 1932 г. под патронажем основных лидеров этого религиозного течения была основана ассоциация "Будо Сэнсэкай", которая должна была служить делу распространения боевых искусств. Организация была создана по инициативе Онисабуро Дэгучи. К тому времени Дэгучи уже создал ряд вспомогательных групп, нацеленных на разные слои общества. Тактика сработала, и к началу 30-х годов в рядах Омото насчитывалось более миллиона человек, принадлежащих разным социальным и экономическим группам.

Морихэй входил во внутренний круг секты уже с начала 20-х годов. Он был живым примером, своего рода "мальчиком с плаката" для Омото. Онисабуро любил привлекать талантливых в различных областях людей, чтобы потом использовать их возможный потенциал в целях пропаганды религиозных идей. Уэсиба считался непревзойденным мастером боевых искусств (какое-то время Уэсиба был даже личным телохранителем Онисабуро), а также большой ценностью для секты, которая так часто испытывала терпение властей.

Будо Сэнэкай охватила всю страну сетью групп из занимающихся боевыми искусствами. Занятия проводились во взаимодействии с региональными отделениями Омото. Теоретически можно было заниматься разными искусствами, но на практике занятия в основном проводились по айкидзюдзюцу Морихэя Уэсибы. Причин для этого было много, но основная состояла в том, что председателем организации был Уэсиба. Создание Будо Сэнэкай позволило Уэсибе быстрее, чем раньше создать стабильный костяк учеников, т.к. он смог воспользоваться готовой сетью из уже имеющихся вспомогательных групп.

Дом Акадзавы, где проходили тренировки, до сих пор стоит в Иваме, и на сегодняшний день используется как место городских собраний членов Омото. На стенах фотографии основательницы Нао Дэгучи, Онисабуро и его жены Сумико. За 70 лет интерьер не меняли - он остался почти таким же, как и в то время когда дом использовался как временное додзе для тренировок Будо Сэнэкай.

Занятиям айкидзюдзюцу в Иваме пришел внезапный конец в 1935 г., когда японские власти начали жестокие гонения на религию Омото, названные впоследствии "Второй инцидент Омоте-ке". Многих основных лидеров (включая Онисабуро и его жену) арестовали, некоторых из них, например печально известного Хидэмаро Нэгучи, пытали. Морихэю удалось избежать ареста только благодаря вмешательству одного из своих учеников, который по счастливой случайности служил в то время начальником полиции префектуры Осаки. Даже отец Зензабуро, Мицуноске, был задержан на несколько недель.

Подготовка к переезду в Иваму
Хотя тренировки Будо Сэнэкай пришлось прекратить, связь между Уэсибой и Ивамой была уже прочной. В конце 30-х гг. Морихэй начал обсуждать возможность постройки открытого додзё в качестве тренировочного центра вне пределов Токио. Много лет он давал занятия в Военной Школе Тоямы для армейских офицеров, а также во многих других военных заведениях. Однако при этом Уэсиба был сильно ограничен в типе обучения. Ему же хотелось открыть додзё вдали от шума и суматохи большого Токио в месте, где он смог бы перейти к более реалистичным занятиям. Мицуноске Аказава, о котором уже говорилось выше, и сын которого в последствии стал утидэси Уэсибы, помог Морихэю купить 4-5 га земли в Иваме; план постройки открытого додзё был разработан. Примерно в 1939 г. строительство началось, и Уэсиба стал часто бывать в Иваме.

В это же самое время началась вторая мировая война, и число учеников в Токио стало резко падать - их начали по одному призывать на военную службу. К 1942 г. в Кобукан Додзё осталось не больше 5-6 занимающихся.

И все же, несмотря на отсутствие учеников в додзё, 1942 г. был очень напряженным для Морихэя - ему пришлось вести занятия в нескольких военных учебных заведениях одновременно. Раньше ведущие утидэси Уэсибы могли как-то снизить нагрузку учителя - заменяя его в поездках в различные места. Но теперь не осталось почти никого, кто мог бы ему в этом помочь. Война в тихоокеанском регионе была в самом разгаре, начались первые воздушные налеты на Токио. Додзё в Иваме задумывалась как место для интенсивных тренировок будо, а в итоге оказалось местом спасения от ужасов войны для Уэсибы и его жены.

Морихэй планировал свой переезд в Иваму поэтапно. Сначала было построено додзё на 36 матов (в качестве личного тренировочного центра), и маленький храм, названный "Синден" - строительство обоих было завершено в 1942 г. Храм был посвящен божеству будо, и был освящен священниками религии Омото, еще одно свидетельство того, что вера Морихэя в эту религию не уменьшилась, несмотря на Второй Инцидент Омото. Второй важный шаг в подготовке переезда в Иваму состоял в том, что Морихэй назначил своего сына Киссёмару (в то время ему исполнился 21 год, и он был студентом Университета Васэда) Додзё-те в Кобукан-додзё, и передал ему основные административные обязанности. В руководстве додзё Киссёмару помогал Минору Хираи, который в последствии основал Коринкай-айкидо.

"Удаление" в Иваму
К концу 1942 г. Уэсиба серьезно заболел, скорее всего это событие ускорило переезд основателя в Иваму. Контраст с лихорадочной жизнью Токио тем более разителен, что в Иваме проживало всего несколько тысяч жителей. Постепенно Уэсиба начал выздоравливать; окрепнув он начал заниматься фермерским хозяйством, тренировками и медитацией. Немногочисленные ученики состояли в основном из местных жителей и ребят из семей последователей Омото, которым все еще приходилось скрывать свои религиозные убеждения после гонений произошедших в 1935 г. Впервые за много лет Морихэй был свободен он тяжелых обязанностей учителя, наконец он мог посвятить свое время собственным тренировкам и эстетическому развитию, не отвлекаясь ни на что другое. Он превратил Ивама-додзё и прилегающие к нему земли в тренировочную лабораторию. Там Морихэй экспериментировал с различными вариантами техник, добиваясь совершенства. Постепенно его мастерство достигло уровня, когда он был в состоянии предугадать действия противника.

Морихэй вставал еще до восхода для утренней молитвы и песнопений. Этот ритуал был частью его тренировок мисоги, и одним из способов связи с божественным миром. Основатель никогда не навязывал ученикам своих взглядов и верований. Тем не менее, на личном уровне айкидо представляло для Морихэя некий мост, связывающий Небеса и Землю, а также инструмент, с помощью которого можно избавиться от зла в нашем мире и достичь гармонии между людьми.

Конец второй мировой войны
Расходы на войну постепенно подорвали высоко-милитаризованную японскую экономику. Исчезновение необходимых повседневных товаров и непосредственная угроза жизни заставила многих японцев покинуть разоренные большие города, и бежать в безопасные деревни. К моменту капитуляции (август 1945 г.) экономика Японии оказалась полностью разрушенной, и Уэсибе в Иваме (как впрочем и остальным японцам) едва удавалось сводить концы с концами. Голова практически каждого человека по всей стране была занята одним: где найти еду.

До войны Уэсиба учил буквально тысячи человек, после же он остался едва ли с пятью. Штаб-квартира объединенных сил союзников запретила преподавание боевых искусств, но на распоряжение почти не обращали внимание даже в больших городах, что уж говорить о сельских районах префектуры Ибараки. Тем не менее, чтобы еще меньше привлекать внимание к своим тренировкам боевых искусств и хотя бы формально следовать распоряжению, в первые годы после войны Морихэй Уэсиба называл свою сельскую резиденцию - "Айки Эн".

Наконец японские солдаты начали возвращаться на родину, и многие из бывших учеников Уэсибы стали приезжать к своему учителю в Иваму: повидать его и потренироваться. Ряды местных учеников пополнили такие известные фигуры эпохи Кобукан-додзё, как Годзо Сиода, Коити Тохэй, Минору Мотизуки. Кроме того, и сын Морихэя - Киссемару, также нередко тренировался в Иваме. Юный Тадеши Абе (который позже распространял айкидо во Франции) был утидэси тоже именно в этот период.

Ввиду того, что Уэсиба полностью посвятил себя тренировке небольшого числа учеников в Иваме, а в Кобукан-додзё не велось практически никакой деятельности, то именно Ивама стала официальной штаб-квартирой Зайдан Ходзин Айкикай - организации, которая была основана в 1948 г. Такое положение дел просуществовало вплоть до 1956 г., когда штаб-квартира была возвращена в Токио. К этому времени вся полнота деятельности в Синзуку-додзё была полностью восстановлена.

Рождение современного айкидо
Методы обучения основателя в Иваме очень отличались от его учебного подхода в довоенные годы. В начале своей инструкторской карьеры Морихэй нередко просто показывал технику несколько раз, практически не давая никаких объяснений. Такой метод является традиционным для боевых искусств, когда ученики должны "украсть" технику своих учителей.

Послевоенные годы в Иваме оказались невероятно важными для развития современного айкидо. Уэсиба начал систематизировать техники, объединяя их в родственные группы, и отрабатывая на практике. Более того, он перешел к пошаговому обучению - начиная от основ и постепенно переходя к более сложным уровням. Основатель подчеркивал, что при выполнении техники каждая деталь ее составляющая должна быть совершенной. Примерно в это же время он начал использовать термин "такэмусу айки" - высший уровень айкидо, когда человек способен спонтанно выполнить любую технику, наилучшим образом соответствующую характеру атаки. В действительности можно утверждать, что рождение современного айкидо совпадает с развитием концепции "такэмусу айки" в ивамовский период.

Ивама Додзё во время отсутствия основателя
С середины 50-х гг. основатель начал часто выезжать в Токио и Кансай, его жена в это время обычно оставалась в Иваме. К этому времени Морихиро Сайто являлся основным помощником Уэсибы в Иваме, поэтому во время отсутствия учителя основные обязанности инструктора возлагались на него. У Сайто также установились близкие отношения с Коити Тохеем, поэтому он также часто заменял последнего в его частном додзе в Уцуномия, когда Тохей уезжал учить на Гавайи.

В конце 50-х во многих японских университетах образовались клубы айкидо. Множество таких студенческих клубов начали проводить ежегодные гасшуку* в Ивама-додзё. Университетские группы обычно учил Сайто; а основателю, судя по всему, доставляло большое удовольствие то, что студенческие группы приезжали учиться в Иваму, в его частное додзё. Традиция проведения ежегодных гассюку сохраняется и по сей день.

После смерти основателя 26-го апреля 1969 г. Сайто становится главным инструктором Ивама-додзё и хранителем Айки-храма. Морихиро Сайто преданно служил О-сэнсэю в течении 23 лет, он продолжил свою службу и после кончины Основателя - в точности продолжая тренировочный путь Уэсибы. Сайто сделал основной упор на сохранении методологии обучения основателя, которая состоит из расширенного курса, включающего как тайдзюцу, так и букивазу.

Мекка Айкидо
С середины 70-х годов иностранцев начали принимать в качестве учидеши в Ивама-додзё. С этого момента буквально тысячи иностранцев из сотен стран провели в Иваме от нескольких дней до нескольких лет, проживая там и тренируясь. Как следствием этого явления появилось огромное число инструкторов, занимающихся в направлении, названном Айкидо стиля Ивама (Айкидо Ивама-рю). Многие из тех, кто учился в Иваме, вернувшись к себе на родину, начали учить в соответствии с этим "единым подходом" - делая упор на тайдзюцу и букиваза одновременно, как это было организовано Морихиро Сайто. Интересен тот факт, что приезд такого большого числа иностранцев в Ивама-додзё привел к росту и числа юных утидэси-японцев.

Айки Тайсай
В 1970 г., на следующий год после кончины основателя в Иваме зародилась новая традиция. Каждый год 29 апреля (официально, национальный праздник - день рождения нынешнего императора Хирохито) перед Айки-храмом проводится служба отмечающая день смерти Морихэя Уэсибы. Организацию службы проводит Морихиро Сайто и Ивама-додзё, принимающей стороной выступает Айкикай Хомбу Додзё. Внутри Айки-храма церемонию проводят священники Омото, одетые в традиционные голубые с белым одежды. Год от года Айки Тайсай становится все многолюднее, в этом году на него приехало около 900 человек. Отдать свою дань уважения и поприсутствовать на церемонии Омото в честь Морихэя Уэсибы приехали занимающиеся со всей Японии, а также из-за рубежа.

Ивама действительно была особым местом для Морихэя Уэсибы. Она послужила убежищем во время тяжелых военных лет, она же обеспечила совершенное окружение для интенсивных тренировок и самоанализа. Часто упоминающаяся концепция "такэмусу айки" явилась продуктом тренировок Уэсибы в ивамовский период. Таким же продуктом явился и упор на тренировке с оружием, которая рассматривается как неотделимая часть занятий айкидо. Так как Морихэй Уэсиба постоянно вносил улучшения в айкидо, то вероятно можно утверждать, что пик развития айкидо приходится на конец жизни основателя. Тем не менее, многие их тех кто знал Учителя и тренировался у него в конце 60-х и в 70-х годах, указывают на ивамовский период, как на пик формы Уэсибы. По общему мнению физическая сила, точность техники и глубина духовного познания Уэсибы этих лет были поистине невероятными. Эта точка зрения, в сочетании с тем фактом, что именно Ивама стала местом личных тренировок основателя и его духовным пристанищем, позволяет с уверенностью назвать Иваму местом рождения айкидо.

В заключение
Впервые я приехал в Иваму в 1969 г. вместе с Биллом Виттом, который вскоре стал первым учидеши-иностранцем в Ивама-додзе. Я тренировался у Морихиро Сайто сенсея на его воскресных занятиях в Айкикай Хомбу Додзё летом, сразу после смерти основателя, и мне очень хотелось увидеть Иваму. Но лишь к лету 1977 г. мне удалось организовать свою жизнь так, чтобы позволить себе вернуться жить и тренироваться в Иваму. В совокупности я занимался в Ивама-додзе 4 с половиной года, прежде чем переехал жить в Токио. В течении многих лет я приезжаю на Айки Тайсай, и всего там был уже 15 раз. Я считаю эту церемонию одним из самых важных объединяющих мероприятий айкидо.

За 25 лет моей исследовательской работы у меня была возможность интервьюировать таких людей, как Морихиро Сайто, Зензабуро Аказаву, Сигэми Ёнэкаву, Годзо Сиоду, Коити Тохея, Садэтару Арикаву и предыдущего Дошу Киссёмару Уэсибу. Мысли и воспоминания этих людей, а также многих других, свидетельствуют о важности Ивамы в развитии послевоенного айкидо.

В некоторый момент Ивама-додзё и дом Морихэя Уэсибы в Иваме оказались под угрозой продажи и сноса. Но, к счастью для мира айкидо, горькая судьба обошла их стороной, и эти исторические здания, а также Айки-храм остались в целости и сохранности, и продолжают служить живым памятником гению О-Сэнсэя Морихэя Уэсибы.


Гассюку_кейко - "совместная практика (тренировка)". Например, выезд на сборы, тренировка в спортивном лагере или длительный "выездной" семинар недели на две. По смысловому значению иероглифов гасшуку дословно означает "совместное проживание".


к началу страницы
сенсей,тренер
Разработка web-сайтов, web-дизайн, решения интернет-бизнеса, системы управления контентом. Киев, Украинастатьи,книги,видео
Главная
Базовые положения
Броски, удержания
Захваты, атаки
Тесты на Кю и Дан
Страничка инструктора
Книги, видео
Юмор
Ссылки
Copyright © 2009 dojo.in.ua. При использовании материалов ссылка на сайт http://dojo.in.ua обязательна!
Этот сайт виртуальное додзе создан в подборка видео помощь занимающимся история Айкидо Айкидо Есинкан стили Айкидо для лучшего выкройка кимоно и хакамы понимания и как одевать и складывать хакаму систематизации полученных как завязывать пояс на тренировках виртуальное додзе знаний. Простота подборка видео и наглядность история Айкидо главное к стили Айкидо чему мы выкройка кимоно и хакамы стремились поэтому как одевать и складывать хакаму на сайте как завязывать пояс много обучающих виртуальное додзе видеороликов. Вы подборка видео можете посмотреть история Айкидо любую технику стили Айкидо в исполнении выкройка кимоно и хакамы ведущих мастеров как одевать и складывать хакаму айкидо для как завязывать пояс наглядности ролики виртуальное додзе отсортированы по подборка видео броскам / история Айкидо удержаниям и стили Айкидо по захватам выкройка кимоно и хакамы / атакам. как одевать и складывать хакаму Статьи о как завязывать пояс истории айкидо виртуальное додзе о направлении подборка видео айкидо Есинкан история Айкидо биографии Морихея стили Айкидо Уесибы и выкройка кимоно и хакамы Годзо Сиоды как одевать и складывать хакаму о разнообразных как завязывать пояс стилях айкидо. виртуальное додзе Много фото подборка видео и исторических история Айкидо видеокадров с стили Айкидо Морихеем Уесибой. выкройка кимоно и хакамы А также. как одевать и складывать хакаму Как одевать как завязывать пояс и складывать виртуальное додзе кимоно и подборка видео хакама. Выкройка история Айкидо кимоно и стили Айкидо хакамы а выкройка кимоно и хакамы также рекомендации как одевать и складывать хакаму по шитью как завязывать пояс хакамы. Словарь виртуальное додзе терминов правила подборка видео образования названий история Айкидо приемов и стили Айкидо правила японской выкройка кимоно и хакамы транслитерации.