☰ О нас Контакты In English | ||
☰ |
Ивама: место рождения АйкидоСтенли Пранин Август 2001 г. Лас-Вегас, Невада
Перевод: А. Скориковой
Подобная ситуация является в основном следствием того, что наиболее популярные на сегодняшний день течения айкидо распространялись скорее прямыми учениками Уэсибы: Коити Тохеем, Киссёмару Уэсибой, Годзо Сиодой, Кэндзи Томики и Минору Мотизуки, чем самим основателем. Причиной этому послужила Вторая мировая война, и ее последствия. К тому времени, когда в начале 50-х айкидо начало осторожно заявлять о себе как о современном боевом искусстве, ее основателю было уже за 70, и большинство людей рассматривало его как старика давно удалившегося на покой в деревушку префектуры Ибараки. Поэтому-то основная задача по открытию додзё, созданию организаций, формированию учебных курсов, введению квалификационных степеней и подготовке инструкторов для работы в Японии и за рубежом и легла в основном на плечи тех, кого мы только что перечислили. Биография Уесибы
По прошествии 7 лет прожитых на Хоккайдо, Морихэй узнает, что его отец в Танабэ тяжело заболел, и молодому человеку приходится покинуть Сиратаке. Во время возвращения в префектуру Вакаяма Морихэй проезжает через расположенный рядом с Киото городок Аябэ, где случайно встречается с Его Преподобием Онисабуро Дэгучи, одним из основателей религии Омото, и молится вместе с ним о выздоровлении отца. Вскоре после этого, в 1920 г., вся семья Уэсибы переселяется в общину Омото, а сам Морихэй становится верным сторонником Онисабуро и активным приверженцем новой секты. Дегучи же, в свою очередь, активно подталкивает Морихэя совершенствовать свои навыки в боевом искусстве - при его поддержке Уэсиба начинает учить членов религиозной группы. В 1927 г. с благословения Онисабуро Морихэй Уэсиба переезжает в Токио, где полностью посвящает себя обучению айкизюдзюцу. Несколько лет Морихэй работает с элитой японского общества во временных залах. И наконец в 1931 г. он открывает свое собственное додзё в квартале Синдзюку в Токио. Кобукан-Додзё стало основным местом деятельности Уэсибы; среди его учеников были в основном известные персоны из военных, политических и деловых кругов, а также члены религиозной группы Омото. Вдобавок он проводил классы по самозащите в военных учебных заведениях токийского региона, в том числе в Военной Школе Тоямы. В то время Морихэй концентрировался на работе в основном в Токио, поэтому ему удалось выстроить там прочную сеть, охватившую высшие круги, и предоставившую ему огромные возможности для расширения сферы деятельности. Ивама и Будо Сенекай
Морихэй входил во внутренний круг секты уже с начала 20-х годов. Он был живым примером, своего рода "мальчиком с плаката" для Омото. Онисабуро любил привлекать талантливых в различных областях людей, чтобы потом использовать их возможный потенциал в целях пропаганды религиозных идей. Уэсиба считался непревзойденным мастером боевых искусств (какое-то время Уэсиба был даже личным телохранителем Онисабуро), а также большой ценностью для секты, которая так часто испытывала терпение властей. Будо Сэнэкай охватила всю страну сетью групп из занимающихся боевыми искусствами. Занятия проводились во взаимодействии с региональными отделениями Омото. Теоретически можно было заниматься разными искусствами, но на практике занятия в основном проводились по айкидзюдзюцу Морихэя Уэсибы. Причин для этого было много, но основная состояла в том, что председателем организации был Уэсиба. Создание Будо Сэнэкай позволило Уэсибе быстрее, чем раньше создать стабильный костяк учеников, т.к. он смог воспользоваться готовой сетью из уже имеющихся вспомогательных групп. Дом Акадзавы, где проходили тренировки, до сих пор стоит в Иваме, и на сегодняшний день используется как место городских собраний членов Омото. На стенах фотографии основательницы Нао Дэгучи, Онисабуро и его жены Сумико. За 70 лет интерьер не меняли - он остался почти таким же, как и в то время когда дом использовался как временное додзе для тренировок Будо Сэнэкай. Занятиям айкидзюдзюцу в Иваме пришел внезапный конец в 1935 г., когда японские власти начали жестокие гонения на религию Омото, названные впоследствии "Второй инцидент Омоте-ке". Многих основных лидеров (включая Онисабуро и его жену) арестовали, некоторых из них, например печально известного Хидэмаро Нэгучи, пытали. Морихэю удалось избежать ареста только благодаря вмешательству одного из своих учеников, который по счастливой случайности служил в то время начальником полиции префектуры Осаки. Даже отец Зензабуро, Мицуноске, был задержан на несколько недель. Подготовка к переезду в Иваму В это же самое время началась вторая мировая война, и число учеников в Токио стало резко падать - их начали по одному призывать на военную службу. К 1942 г. в Кобукан Додзё осталось не больше 5-6 занимающихся. И все же, несмотря на отсутствие учеников в додзё, 1942 г. был очень напряженным для Морихэя - ему пришлось вести занятия в нескольких военных учебных заведениях одновременно. Раньше ведущие утидэси Уэсибы могли как-то снизить нагрузку учителя - заменяя его в поездках в различные места. Но теперь не осталось почти никого, кто мог бы ему в этом помочь. Война в тихоокеанском регионе была в самом разгаре, начались первые воздушные налеты на Токио. Додзё в Иваме задумывалась как место для интенсивных тренировок будо, а в итоге оказалось местом спасения от ужасов войны для Уэсибы и его жены. Морихэй планировал свой переезд в Иваму поэтапно. Сначала было построено додзё на 36 матов (в качестве личного тренировочного центра), и маленький храм, названный "Синден" - строительство обоих было завершено в 1942 г. Храм был посвящен божеству будо, и был освящен священниками религии Омото, еще одно свидетельство того, что вера Морихэя в эту религию не уменьшилась, несмотря на Второй Инцидент Омото. Второй важный шаг в подготовке переезда в Иваму состоял в том, что Морихэй назначил своего сына Киссёмару (в то время ему исполнился 21 год, и он был студентом Университета Васэда) Додзё-те в Кобукан-додзё, и передал ему основные административные обязанности. В руководстве додзё Киссёмару помогал Минору Хираи, который в последствии основал Коринкай-айкидо. "Удаление" в Иваму Морихэй вставал еще до восхода для утренней молитвы и песнопений. Этот ритуал был частью его тренировок мисоги, и одним из способов связи с божественным миром. Основатель никогда не навязывал ученикам своих взглядов и верований. Тем не менее, на личном уровне айкидо представляло для Морихэя некий мост, связывающий Небеса и Землю, а также инструмент, с помощью которого можно избавиться от зла в нашем мире и достичь гармонии между людьми. Конец второй мировой войны До войны Уэсиба учил буквально тысячи человек, после же он остался едва ли с пятью. Штаб-квартира объединенных сил союзников запретила преподавание боевых искусств, но на распоряжение почти не обращали внимание даже в больших городах, что уж говорить о сельских районах префектуры Ибараки. Тем не менее, чтобы еще меньше привлекать внимание к своим тренировкам боевых искусств и хотя бы формально следовать распоряжению, в первые годы после войны Морихэй Уэсиба называл свою сельскую резиденцию - "Айки Эн". Наконец японские солдаты начали возвращаться на родину, и многие из бывших учеников Уэсибы стали приезжать к своему учителю в Иваму: повидать его и потренироваться. Ряды местных учеников пополнили такие известные фигуры эпохи Кобукан-додзё, как Годзо Сиода, Коити Тохэй, Минору Мотизуки. Кроме того, и сын Морихэя - Киссемару, также нередко тренировался в Иваме. Юный Тадеши Абе (который позже распространял айкидо во Франции) был утидэси тоже именно в этот период. Ввиду того, что Уэсиба полностью посвятил себя тренировке небольшого числа учеников в Иваме, а в Кобукан-додзё не велось практически никакой деятельности, то именно Ивама стала официальной штаб-квартирой Зайдан Ходзин Айкикай - организации, которая была основана в 1948 г. Такое положение дел просуществовало вплоть до 1956 г., когда штаб-квартира была возвращена в Токио. К этому времени вся полнота деятельности в Синзуку-додзё была полностью восстановлена. Рождение современного айкидо ![]() Послевоенные годы в Иваме оказались невероятно важными для развития современного айкидо. Уэсиба начал систематизировать техники, объединяя их в родственные группы, и отрабатывая на практике. Более того, он перешел к пошаговому обучению - начиная от основ и постепенно переходя к более сложным уровням. Основатель подчеркивал, что при выполнении техники каждая деталь ее составляющая должна быть совершенной. Примерно в это же время он начал использовать термин "такэмусу айки" - высший уровень айкидо, когда человек способен спонтанно выполнить любую технику, наилучшим образом соответствующую характеру атаки. В действительности можно утверждать, что рождение современного айкидо совпадает с развитием концепции "такэмусу айки" в ивамовский период. Ивама Додзё во время отсутствия основателя В конце 50-х во многих японских университетах образовались клубы айкидо. Множество таких студенческих клубов начали проводить ежегодные гасшуку* в Ивама-додзё. Университетские группы обычно учил Сайто; а основателю, судя по всему, доставляло большое удовольствие то, что студенческие группы приезжали учиться в Иваму, в его частное додзё. Традиция проведения ежегодных гассюку сохраняется и по сей день. После смерти основателя 26-го апреля 1969 г. Сайто становится главным инструктором Ивама-додзё и хранителем Айки-храма. Морихиро Сайто преданно служил О-сэнсэю в течении 23 лет, он продолжил свою службу и после кончины Основателя - в точности продолжая тренировочный путь Уэсибы. Сайто сделал основной упор на сохранении методологии обучения основателя, которая состоит из расширенного курса, включающего как тайдзюцу, так и букивазу. Мекка Айкидо Айки Тайсай Ивама действительно была особым местом для Морихэя Уэсибы. Она послужила убежищем во время тяжелых военных лет, она же обеспечила совершенное окружение для интенсивных тренировок и самоанализа. Часто упоминающаяся концепция "такэмусу айки" явилась продуктом тренировок Уэсибы в ивамовский период. Таким же продуктом явился и упор на тренировке с оружием, которая рассматривается как неотделимая часть занятий айкидо. Так как Морихэй Уэсиба постоянно вносил улучшения в айкидо, то вероятно можно утверждать, что пик развития айкидо приходится на конец жизни основателя. Тем не менее, многие их тех кто знал Учителя и тренировался у него в конце 60-х и в 70-х годах, указывают на ивамовский период, как на пик формы Уэсибы. По общему мнению физическая сила, точность техники и глубина духовного познания Уэсибы этих лет были поистине невероятными. Эта точка зрения, в сочетании с тем фактом, что именно Ивама стала местом личных тренировок основателя и его духовным пристанищем, позволяет с уверенностью назвать Иваму местом рождения айкидо. В заключение За 25 лет моей исследовательской работы у меня была возможность интервьюировать таких людей, как Морихиро Сайто, Зензабуро Аказаву, Сигэми Ёнэкаву, Годзо Сиоду, Коити Тохея, Садэтару Арикаву и предыдущего Дошу Киссёмару Уэсибу. Мысли и воспоминания этих людей, а также многих других, свидетельствуют о важности Ивамы в развитии послевоенного айкидо. В некоторый момент Ивама-додзё и дом Морихэя Уэсибы в Иваме оказались под угрозой продажи и сноса. Но, к счастью для мира айкидо, горькая судьба обошла их стороной, и эти исторические здания, а также Айки-храм остались в целости и сохранности, и продолжают служить живым памятником гению О-Сэнсэя Морихэя Уэсибы.
|
|
![]() |
![]() ![]() | |
Главная Базовые положения Броски, удержания Захваты, атаки Тесты на Кю и Дан Страничка инструктора Книги, видео Юмор Ссылки | ||
Copyright © 2009 dojo.in.ua. При использовании материалов ссылка на сайт http://dojo.in.ua обязательна! |