aikido dojo
О нас| Контакты| |In English
aikidoвиртуальноедодзе

Главная

История Айкидо Морихэй Уэсиба Ёсинкан Айкидо Годзо Сиода О стилях Айкидо Айкидо в сети (ссылки) Наши партнеры
OSMAS.com.ua - Школа боевых искусств Александра Синегуба. Занятия Айкидо, Иайдо, рукопашного боя. Статьи о единоборствах, фото, видео, история. Расписание занятий. Контакты. Итернет магазин
Айкидо Есинкан. Додзе Киев МисогиРазработка web-сайтов, web-дизайн, решения интернет-бизнеса, системы управления контентом. Киев, Украина
Locations of visitors to this page
Вернуться к списку статей

Морихэй Уэсиба и Годзо Сиода

Взято из японского журнала "Вусю"
Перевод: А. Скориковой

За свою жизнь автор данной статьи присутствовал буквально на сотнях демонстраций по Айкидо. И все же, когда идет речь о демонстрации техник Айкидо широкой публике в ясной и привлекательной манере, Годзо Сиоде нет равных. У него ясный анализ теории Айкидо сочетается с четко выполняемой техникой и искрометным юмором. Любой попавший на демонстрацию Айкидо Сиоды практически неизбежно почувствует себя в центре действа, и, отбросив всякие сомнения, будет готов немедленно начать занятия в Айкидо-додзё. Кроме того, Сиода никогда не забывает отдать должное, когда это нужно - он неустанно вспоминает и своего учителя Морихэя Уэсибу, и тот факт, что Айкидо было разработано на основе техник Дайто-рю айкидзюдзюцу. Давайте вспомним наиболее яркие моменты биографии этого выдающегося человека, который стоит во главе всемирно-известной организации Айкидо Ёсинкан.

Недавно была издана автобиография Годзо Сиоды под названием "Айкидо Дзинсэй" (изд. Такеути Сетен Синся), и поэтому сейчас, когда мы пишем об этом человеке, у нас есть уникальная возможность консультироваться с этой книгой. Добавьте к этому и возможность обратиться к Годзо Сиоде напрямую. Все это позволяет составить гораздо более точное описание его жизненного пути, чем это было бы возможно в ином случае.

Второй сын известного педиатра, Сэйти Сиоды, Годзо родился в Токио 9 сентября 1915 г. Хилый болезненный мальчик, который выжил только благодаря докторскому таланту своего отца - так описывает себя сам Сиода. Отец был сильным, волевым человеком. Юному Годзо пришлось во всем подчиняться желаниям родителя, но, с другой стороны, и образование отец дал ему исключительное.

Судьбоносная встреча с Морихэем Уэсибой, основателем Айкидо, состоялась после того, как г-н Мунэтака Абэ, директор средней школы, в которую ходил Годзо, познакомился с молодой женщиной, мисс Такако Кунигоси, которая каждое утро приходила убирать расположенный поблизости храм (шрайн). Она поразила г-на Абэ своей внутренней душевной силой. Когда же г-н Абэ стал расспрашивать девушку о ее поразительной манере вести себя, она сказала, что за это стоит благодарить ее учителя "айкидзюдзюцу", и предложила директору посетить тренировку, благо додзё находилось неподалеку. Г-н Абэ действительно заглянул на занятия... и под большим впечатлением от увиденного, посоветовал отцу Годзо записать туда своего сына. В итоге 23 мая 1932 г. 17-летний Годзо пришел в Уэсиба додзё на демонстрацию. К этому времени юный Сиода уже давно занимался кэндо и дзюдо, поэтому он достаточно скептически отнесся к четким, контролируемым техникам Айкидо, которые увидел. Почувствовав, что демонстрация не произвела большого впечатления на подростка, Уэсиба предложил ему самому выйти на татами. Первая же атака окончилась неудачей для Сиоды. Он взмахнул ногой, и... через мгновение уже потирал голову, лежа на спине после неудачного падения.

В Айкидо "почувствовать означает поверить", Сиода немедленно решил обучаться в додзё. Для того, чтобы поступить, требовались рекомендации двух человек, и для Сиоды в качестве гарантов выступили его отец и г-н Абэ. В то время в додзё было примерно 20 утидэси, а тренировки шли по очень жесткой схеме: занятия начинались в 5 утра и заканчивались в 9 вечера. Для юного Сиоды было очень важно стать членом этого додзё; его стимулировало то, что здесь занималось так много хорошо тренированных молодых людей, и то, что додзё постоянно посещали важные персоны, занимающие высокое положение в обществе.

В этот период своей карьеры Морихэй Уэсиба был очень активен, и обучал кроме своего Кобукан Додзё в Синдзюку, еще во множестве мест, среди которых были Военный институт Накано, школа Военной полиции и школа Армии Тоямы. Таким образом, учеников хватало, рекламировать себя и искать учеников среди остального населения смысла не было. Поэтому основной упор в Кобукан додзё делался на тренировке и развитии утидэси. Если рассматривать Айкидо той поры с технической точки зрения, то "Айки Будо" Морихэя Уэсибы находилось тогда в переходной стадии, где-то между Дайто-рю айкидзюдзюцу и современным Айкидо. В результате, использовавшихся техник было намного больше, и применялись они с большей силой и жесткостью. Подавляющее большинство техник было линейными, кроме того, в то время все еще учили сложным сковывающим техникам (осаеваза).

В тот период Годзо Сиода еще учился в средней школе, и в начале своего обучения Айкидо мог посещать только утренние занятия. Вставать, однако, приходилось в 4 утра. А затем отец потребовал, чтобы сын определился со своим будущим, и юный Годзо решил, что свяжет жизнь с полной приключений "реконструкцией"* в Монголии. Чтобы подготовиться к трудностям, лежащим перед ним, он решил, что уйдет из школы на 2 года, чтобы полностью посвятить себя тренировкам Айкидо. После этого решения, он занимался Айкидо будучи студентом университета Такусеку вплоть до отбытия на военную службу в марте 1941 г.

Большую часть военных лет Сиода провел в Китае, начав служить в качестве адъютанта генерала Сюнроку Хата в Пекине (Бейджинге), и не раз был на волосок от смерти. Сиода очень увлекательно описывает этот период своей жизни в "Автобиографии". После увольнения в запас, в сентябре 1946 г. Сиода приехал в Иваму, префектура Ибараки, (куда в первые же дни войны удалился Сэнсэй Уэсиба) и провел там несколько месяцев. Дни были заполнены интенсивными тренировками и работой в поле. В то время Сиода был еще очень молод, а Учитель явно удалился от активной жизни, и Сиода решил вернуться в Токио. Подобно большинству в голодающей Японии ему с трудом удавалось сводить концы с концами.

В 1950 г. ему улыбнулась удача - Сиоде предложили создать службу охраны производственных помещений Цуруми на сталелитейной компании "Нихон Кокан". Он набрал около 55 человек - самых умелых из клубов кэндо, дзюдо и сумо, учившихся когда-то вместе с ним в его alma mater - Университете Такусеку. Начинание оказалось успешным, и Сиоду пригласили обучать Айкидо на регулярной основе в помещениях завода, расположенных в разных местах. В дополнение к этому, в начале 50-х гг. он также начал давать демонстрации в полицейских участках.

В 1954 г. в Токио был проведен большой семинар, который вылился в значительное событие для мира Айкидо. Демонстрацию спонсировала Ассоциация "Развития Жизни", и ее посетили более 15 тысяч человек. Больше всего огромной аудитории понравилось выступление Сиоды. Зарождающаяся организация Ёсинкан Айкидо постепенно начала завоевывать признание. В это же время деятельность Сиоды получила поддержку в деловых кругах. Так, г-н Кудо, возглавляющий банк "Томин", помог организации и выделил средства на строительство додзё. В 1955 г. для широкой публики открылось помещение "Цкудо Хатиман" - скромное начало организации, которая вскоре распространилась по всей Японии, а затем и по всему миру (в основном в США и в Европе). На сегодняшний день Ёсинкан Айкидо является второй по численности организацией Айкидо, тысячи человек занимаются в сети ее сотен додзё.

В этом месте имеет смысл объяснить некоторые неясные моменты. До сих пор непонятен вопрос, как же произошло отделение Ёсинкан от Айкикай. Когда сразу после окончания войны Сиода начал свою деятельность в области Айкидо, Морихэй Уэсиба продолжал жить в Иваме, поэтому занятия в Айкикай додзё (ранее, Кобукан) проходили нерегулярно, мало кто появлялся на тренировках. Более того, в додзё жили несколько семей из Токио, дома которых разбомбили во время войны. Одно время, там даже был танцевальный зал!

На таком фоне не удивительно, что Сиода добился успеха на раннем этапе, ведь его организация развивалась стабильно. Позднее Айкикай начала наращивать упущенное под руководством сына Уэсибы - Киссёмару, да и сам основатель стал проводить больше времени в Токио. Таким образом, никакого формального раскола между двумя организациями никогда не было, если только не считать за таковой различный подход к Айкидо. Просто две группы развивались независимо друг от друга, поддерживая на всех этапах своего развития более или менее дружественные связи. Даже сегодня Сиода регулярно посещает официальные мероприятия Айкикай, а Киссёмару - Ёсинкан.

Сиода тренировался у Уэсибы, когда тому было 50 лет, и он был на пике своей формы. Поэтому естественно, что техника, которую выучил Годзо Сиода, существенно отличается от той, которой Уэсиба учил в послевоенные годы. Отсюда не удивительно, что Ёсинкан Айкидо резко отличается от Айкидо, которое практикуют в системе Айкикай, возглавляемой сыном Уэсибы - нынешним Айкидо Досю. Рассуждения о том, когда же техника Морихэя Уэсибы была совершенной - до или после войны - все не ослабевают. И даже если когда-нибудь и придут к какому-либо решению, все равно оно будет субъективным. Тем не менее многие, какого бы мнения они не придерживались, несомненно согласятся со словами Годзо Сиоды, высказанные им в одном из интервью для "Айки Ньюс" несколько лет назад: "Сегодняшнее Айкидо какое-то безразмерное. Оно опустошено изнутри. Люди пытаются достичь высших результатов, даже не пытаясь освоить азы. Поэтому Айкидо сегодняшнего дня больше напоминает танцы. Нужно сначала прочно, всем телом, овладеть основами, и только затем продвигаться дальше, к более высокому уровню... А сейчас люди просто имитируют, копируют, даже не пытаясь осознать, что же является истинным..."
________________________________________
*Примечания переводчика: К началу ХХ века на территорию Китая претендовали все ведущие мировые державы. После начала первой мировой войны Япония не преминула воспользоваться благоприятным моментом, и стала действовать особенно активно, здраво рассудив, что европейским державам сейчас не до восточных территорий. Ослабленному же Китаю была необходима поддержка в лице сильного соседа. Япония с готовностью предоставила такую поддержку, выдвинув, однако, ряд условий. В частности, например, она потребовала для себя особых привилегий на территориях Южной Манчжурии и Внутренней Монголии. 

К началу страницы
сенсей,тренер
Разработка web-сайтов, web-дизайн, решения интернет-бизнеса, системы управления контентом. Киев, Украинастатьи,книги,видео
Главная
Базовые положения
Броски, удержания
Захваты, атаки
Тесты на Кю и Дан
Страничка инструктора
Книги, видео
Юмор
Ссылки
Copyright © 2009 dojo.in.ua. При использовании материалов ссылка на сайт http://dojo.in.ua обязательна!
Этот сайт виртуальное додзе создан в подборка видео помощь занимающимся история Айкидо Айкидо Есинкан стили Айкидо для лучшего выкройка кимоно и хакамы понимания и как одевать и складывать хакаму систематизации полученных как завязывать пояс на тренировках виртуальное додзе знаний. Простота подборка видео и наглядность история Айкидо главное к стили Айкидо чему мы выкройка кимоно и хакамы стремились поэтому как одевать и складывать хакаму на сайте как завязывать пояс много обучающих виртуальное додзе видеороликов. Вы подборка видео можете посмотреть история Айкидо любую технику стили Айкидо в исполнении выкройка кимоно и хакамы ведущих мастеров как одевать и складывать хакаму айкидо для как завязывать пояс наглядности ролики виртуальное додзе отсортированы по подборка видео броскам / история Айкидо удержаниям и стили Айкидо по захватам выкройка кимоно и хакамы / атакам. как одевать и складывать хакаму Статьи о как завязывать пояс истории айкидо виртуальное додзе о направлении подборка видео айкидо Есинкан история Айкидо биографии Морихея стили Айкидо Уесибы и выкройка кимоно и хакамы Годзо Сиоды как одевать и складывать хакаму о разнообразных как завязывать пояс стилях айкидо. виртуальное додзе Много фото подборка видео и исторических история Айкидо видеокадров с стили Айкидо Морихеем Уесибой. выкройка кимоно и хакамы А также. как одевать и складывать хакаму Как одевать как завязывать пояс и складывать виртуальное додзе кимоно и подборка видео хакама. Выкройка история Айкидо кимоно и стили Айкидо хакамы а выкройка кимоно и хакамы также рекомендации как одевать и складывать хакаму по шитью как завязывать пояс хакамы. Словарь виртуальное додзе терминов правила подборка видео образования названий история Айкидо приемов и стили Айкидо правила японской выкройка кимоно и хакамы транслитерации.